EN RU
Справочники

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКПЕДИЦИИ

Утверждены Общим собранием АМЭУ 20.04.2000 г.

Согласовано с Киевской торгово-промышленной палатой

(№1703-10/776 от 9.10.98)

Общие условия транспортной экспедиции (далее – Условия) регулируют транспортно-экспедиторскую деятельность членов АМЭУ при перевозке грузов и применяются в случае, если на них имеются ссылки в договоре транспортной экспедиции или документах FIATA. Делая такие ссылки, стороны соглашаются принимать положения настоящих Условий в качестве дополнительных обязательных условий договора транспортной экспедиции. В случае несоответствия положений договора настоящим условиям будут иметь силу положения договора.

I. Термины

1.1. Транспортная экспедиция: вид предпринимательской деятельности по организации и обеспечению перевозок грузов, осуществление которой слагается из комплекса работ и услуг, которые включают в себя технические и консультативные услуги, осуществление необходимых предварительных согласований и получение разрешений на продвижение груза, осуществление складских, упаковочных, погрузочно-разгрузочных работ, оформление, рассылку и получение товаросопроводительной и транспортной документации, страхование, взимание необходимых платежей и осуществление расчетов с участниками транспортного процесса, а также иные действия, связанные с исполнением обязательств экспедитора.

1.2. Экспедитор – субъект предпринимательской деятельности, действующий на основании договора транспортной экспедиции по указаниям, в интересах и за счет Заказчика и обеспечивающий исполнение комплекса операций транспортно-экспедиционного обслуживания на период перевозки грузов.

1.3. Перевозчик – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет перевозку груза на коммерческой основе и принимает на себя ответственность за доставку до места назначения переданного груза собственными либо привлеченными транспортными средствами.

1.4. Заказчик – лицо, которое на основании договора экспедиции передает экспедитору определенные права и обязанности, связанные с перевозкой грузов, и принимает на себя определенные обязанности, направленные на обеспечение выполнения экспедитором условий этого договора.

1.5. Договор транспортной экспедиции – договор, по которому Заказчик поручает, а экспедитор принимает на себя обязанности за счет заказчика и за вознаграждение исполнить или организовать исполнение взаимосогласованных работ и услуг, связанных с транспортировкой в прямом или смешанном сообщении экспортных, импортных или транзитных грузов, а также имущества и личных вещей граждан как на территории Украины, так и за ее пределами.

1.6. Письменно, в письменной форме – означает договорные документы, письма, телеграммы, телефаксы, телексы или любые записи электронными средствами.

1.7. Ценности – означает ценные бумаги, бумажные деньги и монеты, оборотные документы, драгоценные камни, ювелирные изделия, антиквариат, картины, художественные изделия и подобное имущество.

1.8. Опасный груз – груз, который официально классифицирован как опасный, а также груз, который является воспламеняющимся или вызывающим разрушения.

1.9. SDR – международная условная валютная единица установленная Международным валютным фондом: ее стоимость соответствует суммарной стоимости 39% доллара США, 21% немецкой марки, 18% японской йены, 11% французского франка и 11% английского фунта стерлингов .

II. Выполнение договора транспортной экспедиции

2.1. Заказчик передает экспедитору право распоряжения грузом, документацию и инструкции, необходимые для выполнения договора, а экспедитор принимает на себя обязанности по доставке груза в соответствии с полученными инструкциями.

2.2. Экспедитор не гарантирует точную дату отправки и доставки груза, если иное предварительно не оговаривается особо.

2.3. Передача экспедитору инструкций, необходимых для выполнения договорных условий, подтверждается в договоре транспортной экспедиции.

2.4. Если в какой-либо момент исполнения работы экспедитором возникают или реально могут возникнуть препятствия или риски, которые не являются следствием вины или упущений экспедитора и избежать которых путем приложения разумных усилий невозможно, экспедитор имеет право отказаться от дальнейшего выполнения договора и обеспечить для заказчика возможность получения груза в месте, которое экспедитор считает безопасным и удобным.

В указанном случае заказчик выплачивает экспедитору вознаграждение за фактически выполненную работу и понесенные дополнительно затраты.

III. Права и обязанности экспедитора

3.1. Экспедитор имеет право:

3.2. Экспедитор имеет право на удержание или задержку груза, а также иные действия с целью востребования оплаты заказчиком за оказанные или оказываемые согласно договору услуги.

В случае неоплаты заказчиком выполненных по договору услуг экспедитор имеет право возбудить судебную процедуру с исковыми требованиями о реализации задержанного груза или его части для получения причитающейся ему за оказанные экспедиторские услуги суммы.

3.3. Экспедитор обязан точно выполнять условия договора транспортной экспедиции и данные ему инструкции. С этой целью он должен обеспечить организацию работы и персонал, исходя из характера и объема осуществляемой услуги в соответствии с условиями, которые применяются на соответствующем виде транспорта.

Экспедитор обязан:

IV. Ответственность экспедитора

4.1. Ответственность экспедитора наступает в случае его прямой вины в нарушении условий договора, что может выразиться в неисполнении либо ненадлежащем исполнении им своих обязанностей по договору, непринятии необходимых мер, которые повлекли для заказчика причинение материального ущерба.

В этом случае экспедитор обязан компенсировать заказчику затраты и повреждения, причиненные грузу, а также непосредственные финансовые затраты, которые возникли в результате нарушения экспедитором своих обязанностей по обеспечению перевозки грузов.

4.2. Экспедитор несет ответственность как перевозчик в случаях, когда он сам осуществляет перевозку с помощью собственных транспортных средств (исполнительный перевозчик), а также, если он выдал собственный транспортный документ или иным образом взял на себя ответственность за перевозку, что было отражено в договоре (перевозчик по договору) и перевозит транспортом, который им зафрахтован для перевозки.

4.3. Объем и пределы ответственности.

4.3.1. Ответственность экспедитора за сохранность грузов ограничивается 2 SDR за 1 кг брутто-веса утраченных или поврежденных товаров, причем полный объем ответственности в любом случае не может превысить общую рыночную стоимость товаров на день принятия ответственности экспедитором.

Если товары не были доставлены на протяжении 90 дней, следующих после оговоренной сторонами даты доставки, указанные товары считаются утраченными, при отсутствии доказательств противоположного.

4.3.2. Экспедитор не несет ответственности за задержку при исполнении договора, если это не оговорено особо.

4.3.3. Если экспедитор несет ответственность за затраты в связи с задержкой в организации перевозки, такая ответственность должна быть ограничена суммой, не превышающей вознаграждение за услуги, связанные с этой задержкой.

4.3.4. Экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, нанятых им для выполнения договора перевозки или оказания других услуг в том же порядке, что и за собственные ненадлежащие действия.

4.3.5. Экспедитор не несет ответственности за действия государственных контрольных органов (пограничных, таможенных, ветеринарных, фитокарантинных, экологических, санитарных), в том случае, если им затребованы, а заказчиком предоставлены все необходимые и достаточные для осуществления этими органами своих функций документы.

Экспедитор не несет ответственности за действия третьих лиц, в том числе перевозчиков, работников складов, руководителей стивидорными работами, иных причастных к перевозке лиц, если им приняты надлежащие меры по их информированию о свойствах и особенностях перевозимого груза.

4.3.6. Экспедитор в любом случае не несет ответственность за:

4.4. Экспедитор освобождается от всякой ответственности по договору транспортной экспедиции и настоящим условиям в случае, если претензия не предъявлена ему на протяжении 6 месяцев после доставки товаров либо даты, когда товары должны быть доставлены.

V. Права и обязанности заказчика

5.1. Заказчик располагает всеми правами стороны договора транспортной экспедиции.

5.2. Заказчик обязан:

5.3. Информацию и инструкции заказчик передает экспедитору только в письменной форме.

5.4. В случае, если экспедитор при непредвиденных обстоятельствах действует наиболее выгодным для заказчика образом, заказчик обязан возместить ему понесенные дополнительные затраты.

5.5. Заказчик по требованию экспедитора выплачивает ему причитающиеся суммы, если экспедитор сможет доказать, что груз задержался, получил повреждения или пропал не по его вине.

5.6. Заказчик не имеет права требовать от экспедитора выполнения действий, не предусмотренных договором транспортной экспедиции и прилагаемыми к нему письменными инструкциями.

VI. Ответственность заказчика

6.1. Заказчик должен нести ответственность перед экспедитором за все убытки и дополнительные расходы, которые стали следствием неточной или неполной информации или инструкций, предоставленных заказчиком, а также за передачу экспедитору или любым другим лицам, за которых экспедитор может нести ответственность, опасных товаров, которые стали причиной смерти или телесных повреждений, повреждения имущества, причинили вред окружающей среде или какие-либо другие потери.

6.2. Заказчик обязан заботиться о том, чтобы экспедитор не нес убытки из-за последствий, которые могут быть вызваны:

6.3. В случае, если заказчик отказывается от своих инструкций после того, как экспедитор начал действовать по их исполнению, убытки и затраты, возникшие вследствие этого, покрываются заказчиком.

VII. Страхование

7.1. Экспедитор осуществляет страхование груза по письменному поручению заказчика. Страхование осуществляется на основании действующего законодательства Украины и на условиях, указанных в полисе страховой фирмы.

7.2. Страхование ответственности экспедитора является обязательным условием при использовании мультимодального транспортного конасамента FIATA (FBL).

VIII. Юрисдикция

8.1. Настоящие Условия и относящиеся к ним договоры и иные документы регулируются действующим законодательством Украины.

8.2. Возможные споры и разногласия в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и настоящих Условий стороны разрешают путем переговоров.

При недостижении соглашения по спорным вопросам они разрешаются Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Украины в соответствии с его Регламентом (Украина, г. Киев).

8.3. В случае недостижения договоренности о месте рассмотрения споров, они рассматриваются по общим правилам в соответствии с действующим законодательством Украины.

Материалы разработаны и предоставлены

Ассоциацией Международных Экспедиторов Украины (АМЭУ)